Friday, July 20, 2012

Задачи троцкизма по работе среди женщин

Написано Большевистской Фракцией.


Проект Резолюции, принятый в марте 1980 года Большевистской Фракцией, предшественницей Международной Лиги Трудящихся – Четвертого Интернационала.

I

После Второй Мировой войны, во второй раз в истории развиваются массовые мобилизации женщин за свои права. От мобилизации женщин в Китайской революции до мобилизаций за аборт и развод в Европе и Соединенных Штатах женщины борются за свои собственные требования, или поддерживая текущую революцию (Китай), либо сражаясь против нее (Чили и Сальвадор), или в единстве действий, выдвигая демократические требования, как в Европе и Соединенных Штатах. Этот факт борьбы классов заслуживает внимания и ответа троцкистского Четвертого Интернационала.

С новым подъемом мировой революции женщины все больше участвуют в политической и общественной борьбе посредством мобилизаций, партий и организаций своих соответствующих классов и при сложившихся обстоятельствах осуществляют совместные мобилизации за свои специфические требования.

Речь идет о том, имеет ли это возрастающее политическое и общественное участие женщины стремление к постоянному единству всех женщин всех классов, или, наоборот, вышеупомянутое единствоэто конъюнктурное исключение, а политическое и общественное разделение женщин – правило.

Коротко говоря, речь идет о том, можем ли мы применять к этим мобилизациям общие ориентации, принятые на первых конгрессах Коммунистического Интернационала, или, наоборот, вышеупомянутые явления вынуждают нас пересмотреть политику, которую марксизм отстаивал для работы революционной партии среди женщин.


II

Перед лицом женских мобилизаций за права голосования и другие требования в начале XX века, Коммунистический Интернационал дал категорический ответ: он призвал коммунистические партии бороться в вышеупомянутых движениях, чтобы отделить женщин рабочего класса от буржуазного феминизма. Он призвал к единству класса рабочих и работниц против буржуазии и осудил определенно понятие буржуазного феминизма, требующего единства женщин над всеми классами.

III

Классовая борьба признала правоту Коммунистического Интернационала и, следовательно, его политику: женским мобилизациям прошлого десятилетия только удалось воплотить единство женщин в конъюнктурной и случайной, не постоянной форме. Опыт Соединенных Штатов, Испании, Италии, Франции и Англии показал, что как только достигали специфической цели мобилизации, – и включая даже во многих случаях безуспешно, – межклассовое единство женщин распалось.

Мы категорично утверждаем, следуя нашим концепциям, которые были подкреплены фактами, что единство женщин над классами невозможно ввиду политических и общественных противоречий борьбы между революцией и контрреволюцией, по крайней мере, до победы социализма.

IV

Что касается женских мобилизаций, с прошлого десятилетия появилось течение, внутри которого занимает почетное место Объединенный секретариат под влиянием Социалистической партии трудящихся Соединенных Штатов (SWP). Это течение, призывающее всех женщин всех классов и политических тенденций – рабочих, буржуазных, революционерок, реформисток, контрреволюционерок, – сражаться сплоченно и организовываться в постоянное самоуправляющееся движение. Документ Объединенного секретариата выдвигает, что борьба женщин должна продолжать распространяться, и что стратегия партии должна являться строительством самоуправляющегося и объединенного движения женщин всех общественных классов. Это так называемая политика “содружества женщин”, которая, как мы видим, противостоит как тезису Коммунистического Интернационала – четкому разделению на женщину-рабочую и буржуазную, – так и урокам истории.

V

Согласно Объединенному секретариату, угнетение женщины и ее заточение в семье – “опора”, “основная политика” и “сущность” капитализма. Поэтому ОС утверждает, что семья, включая сельскую семью, – это зло классового общества, которое должно быть искоренено.

Реальность, наоборот, показывает, что капитализм, включив женщину в производство, уравнял работницу в бедности и эксплуатации, в тяготах и обязанностях с пролетарием. Но капитализм противоречиво не способен продолжить эту тенденцию до конца, потому что он не может решить на глобальном уровне занятость всех женщин. Отсюда грубые противоречия, которые он вызывает, призывая женщину работать в определенный момент, а потом затачивая ее снова в очаг и семью, чтобы вывести ее из производства, всегда в соответствии с его выгодой. Эта реальность порождает болезненные противоречия для работниц и крестьянок. Она разрушает их семьи, не оставляя им никакого другого института, который бы позволил им удовлетворять человеческие потребности в привязанности и компании.

VI

Согласно ОС, вся борьба за освобождение женщины – за аборт, развод или что-то в этом роде – идет против этой “сущности капитализма”, описанной выше. Это приводит к выводу, что вся эта борьба, включая самую относительную и конъюнктурную, обладает объективно антикапиталистической динамикой.

Реальность, наоборот, состоит в том, что задачи освобождения женщины носят буржуазно-демократический характер. Исторически, это задача буржуазных революций, которую они не выполнили.

Процесс освобождения женщины, по своей динамике, имеет переходный характер, потому что он имеет связь с самыми тормозящими аспектами и самыми реакционными обычаями общества. Но эта переходная перспектива будет основательно усиливаться в социалистическом обществе, где после однажды выигранного сражения против контрреволюции и империализма будут открыты двери для решения этих проблем, столь задетых человечеством. Поэтому мы категорически отвергаем недоработанное определение, что вся борьба, организации и движения женщин являются антикапиталистическими. Антикапиталистическая динамика может быть только тогда, когда женщины – точно не все – поддержат пролетарскую революцию и революционную партию.

VII

Документ ОС правильно указывает на то, что все женщины угнетены из-за своего пола; то же самое можно было бы сказать о неграх, которых все дискриминируют из-за их расы. Вот откуда делается заключение, что угнетение подобно эксплуатации; что связи, которые объединяют угнетенных между собой, сильнее, чем противоречия между эксплуататорами и эксплуатируемыми, между революционерами и контрреволюционерами. Отсюда вытекает вся его политика, что женщины должны объединяться как сестры для совместной борьбы.

Реальность состоит в том, что, хотя верно, что все женщины и все негры угнетены, в то же время есть женщины-эксплуататоры и женщины-эксплуатируемые, негры-эксплуататоры и негры-эксплуатируемые. До победы социализма женщины рабочего класса сразятся против эксплуататоров, будь то мужчины или женщины, негры или белые.

В определенный момент женщины различных классов могут идти вместе к какой-нибудь специфической цели: право на развод, аборт, и т.д. Но реальность революционной ситуации состоит в том, что, когда она возникнет, общество разделится баррикадой. С одной стороны, рабочий класс со своей революционной партией, а с ним революционерки-пролетарки, негры-революционеры. С другой, буржуазная империалистическая контрреволюция, а с нею буржуазные женщины, негры-буржуи, и т.д.

VIII

Из предыдущего следует, что ОС имеет ревизионистское понимание теории перманентной революции, которую он представляет как сумму угнетенных слоев, поликлассовых движений, которые, наравне с пролетариатом, постоянно сражаются за власть. Отсюда вытекает его политика народного фронта: единения пролетариата с буржуазией (“всех женщин”) организованным и непрерывным способом.

Наше представление состоит в том, что только социалистическая революция освободит всех женщин, но не все женщины поддержат социалистическую революцию. Мы вновь подтверждаем общественный и политический характер перманентной революции в том смысле, что она должна быть осуществлена пролетариатом, увлекая за собой самые бедные и эксплуатируемые слои общества против эксплуататоров всех полов и рас, а также их союзников, реформистов. Эта борьба только достигнет победы взятием власти пролетариатом, руководимым своей революционной марксистской партией, троцкистским Четвертым Интернационалом.

IX

Из-за своей политики народного фронта, состоящей из объединения буржуазных женщин и пролетарок организованным и постоянным способом, ОС достигает высшей степени ревизионизма, выдвигая, что строительство самоуправляющегося и объединенного движения женщин составляет часть стратегии строительства партии. Другими словами, строительство женского движения имеет ту же стратегическую важность, что и строительство рабочей партии.

Стратегия троцкистского Четвертого Интернационала – и его смысл бытия, – это, наоборот, постоянная мобилизация пролетариата – мужчин и женщин – для взятия власти, и эта стратегия имеет поддержку в революционном движении угнетенных масс и для выполнения своей цели она нуждается в строительстве революционной марксистской рабочей партии. Эта стратегия, единственная из троцкистских, требует четкого разделения на женщин-рабочих буржуазного и реформистского влияния и отвергает единство народного фронта, выраженное документом ОС.

X

Подъем классовой борьбы прошлого десятилетия и кризис реформистских партий, неспособных дать ответ массам женщин, проснувшимся с подъемом, а также слабость троцкизма открыли пространство для организации самоуправляющихся женских движений, позиции которых покрывают весь спектр, от самых демократических до самых ультралевых и ультрафеминистских. На этом объективном основании ОС определяет постоянной нормой то, что является только конъюнктурным проявлением революционного подъема, измену реформистских рабочих партий и слабость троцкизма.

XI

Определив нашу стратегию, мы утверждаем, что можем и должны участвовать, оказывать поддержку, создавать единство действий в борьбе за специфические демократические требования женщин. В течение таких мобилизаций мы определим нашу тактическую ориентацию по отношению к различным организациям, которые примут в ней участие. Но участие троцкистов в таких движениях имеет целью привлечение женщин, главным образом рабочих, посредством мобилизации, чтобы они порвали с буржуазией и реформизмом и объединились со своим классом и революционной партией.

XII

Нынешний подъем классовой борьбы и кризис реформистских аппаратов предоставляют троцкистскому Четвертому Интернационалу лучшие возможности для того, чтобы стать революционным руководством масс. Подъем касается миллионов женщин, которые начинают искать политические выходы и ответы на свои требования. Поэтому мы, троцкисты, должны сформулировать революционную политику для женщин, особенно рабочих. Они представят собой центральную силу в этом подъеме и, как это подтверждает исторический опыт, пролетарки быстро встают в авангарде борьбы, являясь эксплуатируемыми вдвойне.

XIII

Мы, троцкисты, революционный авангард пролетариата, – смертельные враги угнетения во всех его формах. Поэтому мы находимся в первых рядах борьбы за требования против угнетения женщины и готовы участвовать во всей борьбе за них в единстве действий со всеми теми, кто их бы двигал вперед.

Мы хотим присоединить всех женщин-рабочих к пролетарскому фронту против буржуазии и ее реформистских союзников. Мы сражаемся против любого подчинения или сотрудничества женщин-работниц с буржуазией и хотим привлечь их всех для рядов троцкистского Четвертого Интернационала.

XIV

Для этого, программа троцкистов должна учитывать демократические требования, такие как свободный и бесплатный аборт, развод, полное законное равенство, упразднение дискриминации внебрачных детей и так далее.

XV

Мы боремся в первых рядах за требования женщин-работниц и бедных женщин: равную заработную плату за одинаковую работу, сокращение рабочего дня на 50 %, если они того желают; за детские сады, ясли, столовые и коллективные прачечные; за заработную плату для домохозяйки, за полную занятость для женщины.

В профессиональных союзах, где работают женщины, мы требуем представительства женщин в профсоюзном руководстве пропорционально количеству работниц; что значит, конечно, что в профсоюзах, где большинство составляют женщины, профсоюзное руководство должно быть преимущественно женским; мы требуем, чтобы эти требования вошли в уставы профсоюзов. Мы стоим за создание женских комиссий в синдикатах.

XVI

Мы за защиту жизненных условий рабочей и сельской семьи; за бесплатные общественные услуги здравоохранения, образования и отдыха; за пособия на детей.

XVII

У этой демократической и переходной программы есть единственная цель: мобилизация женщин-работниц и бедных женщин вместе со своим классом, взятие власти пролетариатом и мировая социалистическая революция, которая является единственным, что сможет гарантировать полное и постоянное равенство женщин и всех угнетенных.

XVIII

Как мы уже выразились, внимание троцкистов направлено главным образом на рабочих женщин. Но мы не отвергаем, что в национальной и международной конъюнктуре подъема рабочей и народной борьбы и при условии существования сильной революционной партии женщины мелкой буржуазии будут готовы сопровождать пролетариат в его борьбе и видеть в революционной троцкистской партии свое руководство.

XIX

Единственная партия, которая последовательно борется за эту программу и эту стратегическую цель, революционную диктатуру пролетариата, – это троцкистский Четвертый Интернационал.

Мы разоблачаем и не признаем предательскую политику социал-демократии и сталинизма, которой они придерживаются, и усиливают угнетение женщины, а также являются, внутри рабочего движения, самыми ожесточенными врагами пролетарской революции.

Мы также не признаем концепцию Социалистической партии трудящихся Соединенных Штатов и Объединенного секретариата, которые считают, что “борьба за социализм нуждается как в массовом феминистском движении, так и в массовой революционной марксистской партии”. Эта позиция отрицает руководящую роль революционной партии и просто призывает разделить ее историческую ответственность с организациями, представляющими угнетенных. А по нашему мнению, борьба за социализм нуждается в единственном условии: постоянной мобилизации масс, управляемой революционной марксистской партией.

XX

Женщинам рабочих государств мы говорим, что контрреволюционная бюрократия, узурпировавшая рабочую власть, виновата в их жестоком угнетении. Также мы говорим, что они должны сражаться вместе с пролетариатом и его революционной партией за политическую революцию, низвержение бюрократии и установление революционной диктатуры пролетариата.

No comments:

Post a Comment